О БОРИСЕ ЧИЧИБАБИНЕ СНИМАЕТ ЭЛЬДАР РЯЗАНОВ
Этот материал был напечатан 11 января 1996 года в газете
"Харківський електротранспорт" Харьковского комунально-
го предприятия "Горэлектротранс". Значение творчества
Бориса Чичибабина осмысливалось обществом постепенно.
И новый телефильм был ещё одним шагом к его призна-
нию.
Вчера бывшему нашему труженику известному поэту, лауреату Государственной премии
СССР Борису Чичибабину (Борису Алексеевичу Полушину) исполнилось бы 73 года.
В коллективе электротранспортников его помнят и особенно в материально-заготовительной
службе, где он проработал 23 года. И следует сказать, что значение его творчества
с годами не уменьшается. А интерес к ней проявляется не только на Украине. Подтверждением
этому как раз и является приезд в Харьков съёмочной группы телевизионной компании
РЕН-ТВ из Москвы, которая поставила перед собой задачу создать фильм о нашем
знаменитом земляке. Автором и ведущим его стал известный каждому в странах СНГ
кинорежиссёр Эльдар Рязанов.
Без сомнения, электротранспортники тоже знают немало фильмов снятых им. Это
и "Карнавальная ночь", и "Берегись автомобиля", и "Вокзал
на двоих", и "Жестокий романс"…пользуются популярностью и телепередачи,
которые ведёт Э. Рязанов.
- Телекомпания РЕН-ТВ планирует, что фильм о Борисе Чичибабине будет длиться
сорок минут,- сказала её редактор А.А.Колесникова,- мы снимали уже в московских
квартирах известных литераторов, которые знали его. А в Харькове запечатлеем
на плёнке те места, которые непосредственно связаны с жизнью и творчеством поэта.
С этой целью приехали и к вам. Ведь Борис Алексеевич в нелёгкий период своей
жизни больше двух десятилетий трудился в ХТТУ.
…А в кабинетах материально-заготовительной службы уже шли съёмки. Сияет пюпитр,
телеоператор выбирает нужный ракурс. За столом, где раньше сидел Б.Чичибабин,-
ведущий Эльдар Рязанов. Идёт непринуждённый разговор с бывшими сотрудниками
поэта В.В.Мезенцевой, Г.И.Богданчик, Н.А.Колпаковым. Они рассказывают, какую
работу исполнял Борис Алексеевич, каким был человеком, как относился к женщинам,
какие стихи читал своим сотрудникам.
Всё что здесь происходило, вызывало интерес работников аппарата управления.
Немало их подходило хоть на минуту посмотреть на съёмки и увидеть знаменитого
московского гостя. Именно благодаря настойчивым просьбам присутствующих была
снята и известная электротранспортникам чичибабинская в коридорчике под лестничным
маршем. При всей занятости, напряжённой работе Эльдар Рязанов согласился ответить
на вопросы нашего корреспондента.
Корр.: Что вдохновило вас снять фильм о Борисе Чичибабине?
Э.Р.: Прежде всего любовь к его прекрасной поэзии. Он хороший, настоящий поэт.
С его творчеством я знаком, по крайней мере, семь-восемь лет.
Корр.: А ваше впечатление от нашего города?
Э.Р. : Я не впервые приезжаю в Харьков. Это еже пятый приезд в ваш город. На
этот раз -в работе с утра до вечера. Потому что сроки съёмок очень сжаты. Только
два дня. Встретили нас хорошо, и все, с кем имеем дело, помогают нам.
Корр.: Кто помогал Вам в сборе материала о Чичибабине, кто писал сценарий?
Э.Р. : Вы знаете, эти съёмки преимущественно являются сбором материала. Мы много
узнаём, общаясь с людьми. Вот, например, возьмите сегодняшнюю "чичибабинскую
курилку".
Корр.: Куда Вы собираетесь направиться после Харькова? Каковы Ваши планы?
Э.Р. :Конечно же домой, в Москву, а потом во Францию. В Париж, где у меня большая
работа над фильмом.
Конечно, работа над фильмом была бы невозможна без активного участия жены Б.Чичибабина
- Лилии Семёновны. Её консультации, подсказки, без сомнения, полезны для съёмочной
группы. И это понятно. Ибо никто лучше неё не знает талантливого поэта.
И.ПЕТРЕНКО, Н.АРТАМОНОВ.
О ТОМ, ЧТО ОСТАЛОСЬ ЗА КАДРОМ…
Необычной была сама возможность увидеть московскую знаменитость
Эльдара Рязанова. Ведь все мы выросли на его фильмах. Он казался легендой…А
тут - протяни руку и дотронешься до его такого обычного пиджака… Мелочь, а приятно…Хотя
Эльдар Рязанов показался мне немного утомлённым и немного чем то обеспокоенным.
Возможно работой. Ведь материал для фильма о Чичибабине снимался, как говорится,
с лёту. Но речь даже не об этот…
В коридоре, прижавшись к стеночке, скромно стояла Лилия Семёновна. Она была
одета, кажется, в чёрную шубку. И я тогда впервые познакомился с женой Чичибабина.
Оборудование съёмочной группы лежало на полу небольшой комнаты материально-заготовительной
службы. Служащие то и дело переступали через какие-то провода, кабели. Воспользовавшись
съёмочным затишьем, Эльдар Рязанов "колдовал" в кабинете, где прежде
работал Чичибабин, разгорелся спор с редактором телекомпании. Женщина средних
лет, москвичка, как могла отвечала на наши вопросы о ценах, уровне жизни и т.п.
Но вскоре разговор перерос в русло политическое: как вы могли поддержать на
выборах Ельцына, вы что, с ума, москвичи, сошли, разрушив нашу страну…
Настроение на съёмках было не очень весёлое. Всё тогдашнее руководство управления
разъехалось. Приезд "иностранных" киношников, которые свалились как
снег на голову, поставил перед администрацией неразрешимые проблемы, а вказивок
свыше, возможно, не поступило. А может быть, они как раз и были таковыми…По
крайней мере столь холодное отношение к себе на украинской земле съёмочная группа
не ожидала…Но выносила всё стойко. Все работали чётко, без суеты. Эльдар Рязанов
без труда переходил от экспромта к экспромту.
В этой непростой ситуации прекрасно проявил себя редактор нашей газеты Иван
Игнатьевич Петренко. Он в какие-то минуты нашёл контакт со съёмочной группой.
Как только Эльдар Рязанов на некоторое время освободился, И.И.Петренко приступил
к нему с вопросами. Благодаря его усилиям в газете был напечатан материал о
съёмках, прекрасно иллюстрированный фотоснимками. А Эльдар Рязанов написал по
его просьбе небольшое, но очень тёплое пожелание электротранспортникам. По крайней
мере для истории этот факт сберечь удалось.
В то же время создание фильма о Борисе Алексеевиче москвичами показало мне очень
чётко, что его творчество объёдиняет наши …… страны мощными духовными узами.
Чичибабин нужен нам сегодня словно глоток чистого, прохладного воздуха, посреди
той выжженной пустыни, в которую превратились наше искусство и жизнь.
А дальнейшее развитие событий вокруг имени крупнейшего поэта ХХ века лишь подтвердило
мою мысль. С каждым годом имя Чичибабина всё глубже укоренялось в сознании общества.
Чичибабинские фестивали, вечера, концерты - стали столь же неотъемлимым харьковским
явлением, как Зеркальная струя или Госпром. Особенно много в городе сделали
для увековечивания имени Чичибабина бывший мэр Харькова М.Д. Пилипчук и бывший
глава облгосадминистрации Е.П. Кушнарьов. Первый помог создать прекрасный "Чичибабинцентр"
в ДК связи, а второй помогал на самом высшем уровне проводить мероприятия, посвященные
знаменитому харьковчанину.
Очень быстро фигура Чичибабина стала почти культовой и на его родном предприятии.
В народном музее истории ХКП "Горэлектротранс" создана
красочная экспозиция, рассказывающая о поэте-электротранспортнике. В 2003 юбилейном
году, на предприятии был проведен поэтический конкурс, первую премию в котором
получила лирическая поэтесса Евдокия Войтович. Был проведен ряд поэтических
вечеров (на фото), в которых брали участие харьковские поэты и, конечно же,
жена Бориса Алексеевича Лилия Карась-Чичибабина.
На снимке: (слева направо) первый А.Ивченко, автор воспоминаний о Чичибабине,
вторая - Е.Войтович, четвёртая - Л.Карась-Чичибабина, пятая О. Садовая, директор
библиотеки профкома предприятия, восьмой - поэт Сергей Шелковый.
Содержание |