ПАРОХОДУ И ЧЕЛОВЕКУ

БОРИС ЧИЧИБАБИН: ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

После смерти Бориса Алексеевича всю нелёгкую работу по сохранению его наследия взяла на себя его жена и ближайшая соратница Лилия Карась-Чичибабина. Она добилась создания на базе ДК связи прекрасного "Чичибабинцентра", смогла издать несколько его книг. Центр, в создании которого большую роль сыграл бывший мэр Харькова М.Д.Пилипчук, сразу же стал местом встречи харьковской творческой интеллигенции. Здесь проводятся вечера памяти поэта… Настоящим событием для нашего города стал вечер-концерт, посвящённый 80-летию со дня рождения Бориса Чичибабина ( 21 января 2003 г.).
Желающие попасть на него буквально брали штурмом малый зал оперного театра. Милиция едва сдерживала напор молодёжи. В зал, а он действительно оказался в тот день маленьким, не смогли попасть даже те, кто имел пригласительные билеты…Всё это в значительной мере напоминало далёкие 60-е прошлого века, когда известные поэты собирали целые стадионы любителей русской словесности.
Первое итервью с Л. Карась-Чичибабиной касается именно этого знаменательного события. Его дополняют беседы, проведенные в разное время. Но все они, так или иначе, об одном - о судьбе и творчестве Бориса Алексеевича. О жизни его наследия, после смерти поэта.


Николай АРТАМОНОВ.

Корр. : Как же удалось в условиях постоянных финансовых кризисов и прочих наших неурядиц провести такой незабываемый праздник?

Л.К-Ч : Мне, конечно же понравился этот вечер, то как он был организован режиссёром. Это первый вечер. Вечер-концерт, посвящённый 80-летию Бориса Алексеевича. Конечно, было очень сложно представить, как это всё получится, мы не знали, как он выстроится. Но вот получилось, по-моему, очень удачно. Потому что режиссёр Василий Сидин талантливый. Я его не знала сама до этого вечера. Я дала ему видеоматериалы, какие у меня были. Мы с ним отобрали много видеоматериалов, а потом он сам находил то, что было нужно. И это его такая очень удачная конструкция вечера, чтобы было много Чичибабина и между его чтением было живое чтение артистов, литературная композиция по "Мысли о главном". Главное, что не совпадало вот то, что они читали и то, что Чичибабин читал. Это тоже было выстроено очень правильно.
Я очень рада тому, как получилась композиция у Василия Сидина. Было непросто, например, привлекать наших актёров. Многие уже были задействованы в празднование 75-летия Чичибабина. А хотелось сделать, осветить как то всё по-иному… Я знаю, что Василию Сидину во многом близка нравственная позиция Чичибабина, вот это его искание Бога, отношение с Богом, которое он называл главным в человечестве. Он сам составил композицию по "Мысли о главном" вместе со своей женой Леной. Потом они пришли ко мне. И мы вместе всё это прослушали. Я им подсказала, какие стихотворения прочитать, чтобы всё не было загружено, а стихотворения выстроили с учётом его актёров.
И вот они читали очень, по-моему, естественно и просто. Ведь это им близко. Самое главное и самое приятное то, что это близко поколению внуков и даже правнуков Бориса Алексеевича… И сам Вася читал. Я обсуждала с ним по телефону, кто бы смог это читать. И вдруг какой-то ток свыше. И я вдруг говорю ему:
- Вася, а почему не вы, почему не вы? Обождите…
И он как-то в миг сообразил:
- А что, правда, почему не я?
В жизни бывают какие-то токи. Это был какой-то разряд, который, правда, осенил нас двоих. Меня вначале, а потом его. Он подхватил и я ему за это благодарна.
А потом Саша Лесникова. Тоже, бедная Александра Петровна, загруженная бытом, опять же болезни, тут внучек поранился, Юлик, муж её, должен операцию делать. И представьте, она не может себя вытащить из этого состояния. И вдруг совпало так, что она смогла. И так совпало, что выпала неделя, когда она смогла. Условная тишина и спокойствие. Ей надо было прийти в форму. Ведь это состояние души такое. И, слава Богу, она с этим справилась замечательно…Потрясение, когда она заканчивала вечер…Удачная была композиция. И вечер был хороший.

- Корр. : Я очень жалел о том, что администрация города не выделила большого зала оперного театра. По моим наблюдениям на вечер не попало человек пятьсот-семьсот…

- Л.К-Ч.: А вот людей было, правда, очень много. Меня немного даже как-то обидело, что АТН передало, что здесь были люди пожилого возраста и студенты, пришедшие по совету педагогов. По-моему, там было множество людей, пришедших по зову сердца, а не по принуждению… Мне хотелось бы когда-нибудь повторить такой вечер для города. По-моему, это было бы неплохо.

-Корр.: Надо полагать, для проведения вечера-концерта были выделены определённые средства. Кроме того, вся администрация города и области была на нём.

- Л.К-Ч.: Это вообще самый серьёзный момент. Потому что, слава Богу, у нас в городе власти всё понимают. Вот Евгений Петрович Кушнарёв, раз повидав Чичибабина, сохранил, мне кажется, симпатию к нему на всю жизнь. Они просто понимают, что это большой поэт. И, как бы там ни было, стараются всячески помочь. Конечно, всё начинается трудно, с каких-то писем, с каких-то сумм, во что всё должно обойтись. Пишем в городское и областное управление культуры. Они просят предоставить мероприятия, список участников. Всё это, конечно, было сделано. Володя Васильев помогал мне очень много…Тут же я попросила помочь издать книгу произведений Чичибабина для массового читателя. Потому что "Фолио", спасибо им огромное, издаёт его книги. Но они довольно недоступны для людей необеспеченных. А тут выделили, средства чтобы мы издали книгу. Ну не такую большую, как мне хочется. Чтоб там был биографический материал…И вот область выделила деньги на это издание. С областью всё было просто и легко. Они решили все финансовые дела. Они сделали вечер, они взяли на себя афишу. Организация "Фолио +" совершенно бесплатно делает для нас афиши. Область сделала пригласительный билет.

- Корр.: Потом был "Фестиваль современной поэзии" в вашем центре…

- Л.К-Ч.: И не только. 27 января в Москве в большом зале Центрального дома литератора состоялся вечер памяти поэта. Зал был полный, что очень удивительно для Москвы. Поскольку не всегда, даже на другие более рекламируемые мероприятия, и на имена более известные приходят люди. Оказалось, что народ любит Чичибабина. Там было много известных литераторов, которые лично знали Бориса Алексеевича. Были и выступали Эльдар Рязанов, Григорий Померанц, который зачитал письмо от Зинаиды Миркиной. Она не смогла прийти по состоянию здоровья. Был Лев Аннинский , Ефим Бершин, Володя Лианович, Лена Мовчан, Александр Юдахин, Саша Радковский - люди, которые знали Чичибабина. Исполнялись песни на его стихи. Вечер был очень длинный, шёл около трёх часов.
Вёл его Кирилл Ковальджи. Я привезла видео кассету с сюжетами о Борисе Алексеевиче. А в ЦДЛ громадный экран, на котором пускают широкоформатные фильмы. И вот представляете, он говорил : "Сейчас мы смотрим сюжет номер один". Но меня потрясло, что каждое выступление Чичибабина на экране весь зал встречал аплодисментами. Хлопали как будто живому поэту. Это было самое яркое впечатление.

- Корр.: Вам часто пишут письма почитатели поэзии Чичибабина…
- Л.К-Ч.: Конечно, ко мне подходят люди, которые с восторгом открывают для себя его творчество. Есть такие люди, которым он нужен. Но его стихи знают ещё плохо. Мало знают. Имя знают. А стихи не знают. Мало людей знает. Каждый такой вечер оказывается открытием. Харьковчане узнали, что есть такой поэт, увидели его на экране, читающим свои стихи. Случайно, одна женщина, услышавшая его поэзию на вечере, подошла ко мне и говорит: какая мощная энергетика в стихах Чичибабина. А вот сейчас я записываю на лазерные диски с кассет всё, что начитано голосом Бориса Алексеевича. Это более долговечные носители. Есть ещё одна перспективная задача - перевести в цифровую запись и все видеоленты. Они пропадают от времени, "зажёвываются", стираются. Это недопустимо…
А ещё я хочу сказать несколько слов о вечере памяти Бориса Алексеевича, который провели в ХТТУ, где он проработал 23 года. Меня всё там очень тронуло. Ведь отмечали юбилей не счетовода, а поэта. Я хочу поблагодарить организаторов вечера профсоюзную организацию предприятия, заведующего библиотекой Ольгу Ивановну Садовую, корреспондентов газеты "Харківський електротранспорт" , всех его участников за то, что они нашли возможность за работой и своими повседневными заботами вспомнить имя Чичибабина, читать его стихи.

- Корр.: В фильме Чичибабин выступает с весьма обширной моральной проповедью. А вот легко ли жить, на Ваш взгляд, по чичибабинским принципам?


- Л.К-Ч.: Жить по чичибабинским принципам очень трудно, как и по всяким идеалам. И, наверное, даже невозможно. Я сама сегодня слушала его проповедь, как раз сегодня мы её записали на компьютере…И меня поразило следующее. Правильно он говорит…Людям живётся плохо, а он говорит трудные для них вещи: слушать Божью волю, в тишине…Но за что я ему благодарна…Вдруг в конце речи он говорит…Да я забыл о самом главном: все мы живём в суете. Суета не грех. Суетой мы никого не обижаем. Мы только делаем плохо лишь самому себе, вот своей душе. И если мы будет думать о том, что не нужно суетиться. Вот не нужно. Надо часто бывать наедине с книгой, наедине с мыслями. Даже если ты будешь покупаешь, готовить, или ухаживать за детьми… Но при этом ты должен знать, что есть что то более главное и святое. Вот тогда и они будут это чувствовать. И дети будут понимать, что не в этом суть, что не этим всё ограничивается: чистотой или едой хорошей. Это маленькие составные того вот какого-то общего смысла жизни.

- Корр.:Как относился Борис Алексеевич к переписке с друзьями? Брался ли за ручку охотно…

- Л.К-Ч.: Борис Алексеевич вёл интенсивную переписку, например, с Григорием Померанцем с 1969 и до 1974, 1975 года. Потом она затухает. Чичибабин как бы взял от них всё, что мог, чему они могли его научить. А потом просто были хорошие дружеские отношения. Нет, они самые близкие люди. Ему, в общем-то, непросто было писать им письма. Ему надо было быть на их уровне. Они ведь люди литературные. Он тоже литературный, но ведь всё же, удивительно… Ему надо было с полдевятого до пяти быть на работе. Как бы то ни было, хоть и шли стихи на работе. Писал. Но ведь всё равно это ж другая жизнь совсем, чем просто ты встаёшь, и ты думаешь уже, что тебе никуда не нужно идти. А тут ты должен торопиться, поздно лечь и рано встать, и бежать, и толкаться в транспорте. Это совсем разные ощущения, чем когда ты живёшь в как бы замкнутом пространстве. Ну, ничего. Вот, он как-то сумел. Бог дал ему силы могучие духовные и даже физические.



24 октября 2003 г. "Чичибабин центр". На столе лежит красивый конверт, пришедший из Нью-Йорка от директора Пушкинского музея Надин Глински.

- Корр.: Вы говорили о том, что присвоение Чичибабинским стихам первого места на международном конкурсе, который проводился музеем, был для вас, Лилия Семёновна, неожиданным.

- Л.К-Ч.: Конечно, потому что специально я ничего не отправляла. Несколько лет назад, наверное, в 2000 или 2001 году меня попросили передать что-то для Пушкинского музея в Нью-Йорке. И поскольку была издана книжка Чичибабина, посвящённая 200-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, "Фолио" издало такую книжечку "Экскурсия в лицей". Она как нельзя больше подходила для деятельности этого музея. И поскольку проводился международный поэтический конкурс 2003 году, посвящённый 300-летию Санкт-Петербурга, они, видимо, решили сами включить её в число участников. И присудили этой книжке первую премию Пушкинского музея в Нью-Йорке. Это первый Пушкинский музей за границей. Он частный, построен на деятельности энтузиастов, людей когда-то живших в России. Но любовь к Пушкину их всех объединила. Музей очень красивый. Он связан с музеем Пушкина, Эрмитажем.
Мне прислали грамоту, украшенную славными иллюстрациями произведений Пушкина. Прислали по курьерской почте и красивый приз. Здесь написано: конкурс "Надежды лира золотая", 2003 год. Борису Чичибабину". У них такой представительный художественный совет. И нобелевкий лауреат есть - Алфёров, и Растрапович их благославлял. Ну, в общем, они собирают возле себя людей заметных и известных.

- Корр.: Но ведь присуждение премии Чичибабину, факт удивительный, идущий от души неизвестных Вам людей?

- Л.К-Ч.: Конечно, ведь конкурс был международный. На него прислали свои стихи сорок тысяч человек. И то, что книга Бориса Алексеевича не затерялась в этом море текстов, говорит о многом… В его книге стихотворения пушкинского плана, светлые…Чичибабин очень любил Пушкина…А что касается различных конкурсов: первого места, второго…я вспоминаю одну историю. Был такой писатель Александр Шаров. Когда мы приезжали в Москву и встречались, он рассказывал о всяческих писательских интригах и говорил Борису: "Старик, что они спорят, что они дерутся. Ведь Олимп - это не вершина, а плоскогорье. Там всем хватит места!".
Я считаю, что с их стороны это хорошо - отметить Чичибабина. Ещё раз упоминание его имени во всём мире - это хорошо. Это произошло так просто, так естественно.

- Корр.: "Чичибабинцентр" работает…А чем вы заняты сейчас, в какие проблемы погружены?

- Л.К-Ч.: Уже вышла книжка к 80-летию поэта - "Борис Чичибабин. Стихотворения". Тираж тысяча экземпляров. Напечатана книжка в издательстве "Эксклюзив". Книжка получилась дорогая. Ну не посмел издатель выпускать ей в мягкой обложке. Бумага прекрасная. А сейчас я занимаюсь переводом голосовых записей и видео Чичибабина на лазерные диски. Ну, это надо сопроводить текстом, прокомментировать, когда проводились выступления, в связи с чем. Он ведь много выступал. Но сколько потеряно. Чудо, что какие-то стихотворения сохранились в домашнем исполнении. Ведь мы не думали, что эти кассеты надо собирать. Записывать. Жили, как-то совершенно не думая о каком-то наследии. О вечности, как говорил Чичибабин. Вот он живой и всё, и что ещё надо. Время тоже прошло, кончилось время его живого существования. И вот теперь всё это надо собирать. И вот я тоже хочу составить полный список в алфавитном порядке всего, что начитано его голосом. Чтоб люди могли покупать диски с его стихотворениями. Но как там получится, сказать трудно.
Кроме того, в "Чичибабинцентре" проводится большая культурная робота. Вот только вчера к нам должны были приехать ученики двух школ: из Харькова и Чугуева. Удивительно, но провинция очень активно тянется к культуре. Харьковчанам что-то помешало, а школьники из Чугуева приехали. Я провела для них экскурсию. Показала видеозаписи…Есть планы двух поездок - в Америку и Израиль. В Америку - мне совсем не хочется. Там всё чужое. Израиль - дело другое. Там живёт много бывших харьковчан. Для них Чичибабин значит очень много.



Интервью, сделанное в библиотеке профкома ХКП " Горэлектротранс". 21 августа 2001 года.

- Корр. : Существует ли в нашем обществе заметный интерес к творчеству и личности Бориса Чичибабина?

- Л.К-Ч.: Прежде всего Борис Алексеевич находится в зоне внимания филологов, литераторов, студентов. Люди пишут из разных вузов. Люди открывают его стихи. Им становится удивительно, что они так мало знают о нём. Ну, я отсылаю им двухтомник, в котором есть стихотворения, воспоминания, статьи о его творчестве. Потом мне пишут бывшие студенты, которые преподают в школах и знакомят уже своих учеников с творчеством поэта. Вскоре одна соискательница научной степени будет защищать диссертацию в Симферопольском, Таврическом университете. Изданная её работа называется "Творческий мир Чичибабина". Вот харьковчанин Леонид Фризман написал книжку "Поэзия и судьба Бориса Чичибабина". Сейчас издаётся третья книга, куда вошёл и ранний Чичибабин. Я книги не пишу. Это будет Чичибабин сам.
Может быть, в какой-то мере мы его и подводим. Потому что он был человек очень строгий. Существовали рукописные сборнички, которые он любил раздаривать друзьям. А они их сохраняли. Причём есть один интересный сборник "Ясная Поляна. Реалистическая лирика". Такой объёмный сборник страниц на сто пятьдесят. Всем известная Ира Челомбитько, брат которой работал в ТТУ. Он сохранил этот сборник. И там много из этого и других рукописных сборников 53,54, 58… Они сданы в библиотеку Короленко, в существующую коллекцию Чичибабина в отделе редких книг. Вообще то его архив собирается в РГАЛИ. Это архив искусства и литературы. Самый известный московский архив. И они предложили сдавать туда Чичибабина. Ну, всё таки, Россия и русский язык. Когда меня водили по этому архиву, то говорили вот Николай Васильевич Гоголь, Иван Алексеевич Бунин…Борис Алексеевич будет в хорошей компании.
Но всё это сложно и трудно. Собирать всё это. Потому что готовится третий том. В него войдут статьи, неизвестные интервью, эпистолярное наследие. Я собрала девять переписок. Пусть они не регулярные такие. Но ведь интересные адресаты. И Чичибабин на фоне философов, учёных тоже как-то своей искренность и неподдельностью выделяется…Будет отдельный раздел - письма к Чичибабину. Различные материалы… Небольшие документы. Хотим поместить там протоколы исключения его из Союза писателей, восстановления в Союзе…Время уже прошло и страна должна знать своих героев. Пускай видят, как обсуждали писателей, как их унижали, во что превращали…Это тоже пусть будет известно. Уже собрана библиография Чичибабина. То тут напечатают, то там напечатают. Всё время о нём появляются какие-то тексты.


- Корр.: Как переоценивается творчество Чичибабина. Идёт какое-то время…Замечаете ли вы эту переоценку?

- Л.К-Ч.: Сегодня людей интересует более объёмный мир Чичибабина. Потому что время сталинщины, например, уже ушло. Молодёжь интересует философская его лирика религиозные, нравственные его искания. На этом они выстраивают целые свои работы. Вот Ирина Владимировна Остапенко на своей работе "Мир Чичибабина" даже изобразила лотос, такой своеобразный цветок … Лирика Чичибабина интересует людей. Ведь это не только любовные мотивы. Весь мир проходит через его лирику. Через его любовь.

- Корр.: Скажите пожалуйста, Борис Алексеевич не оставил дневников, какой-то прозы?

- Л.К-Ч.: Нет, нет…Он говорил, что ему легче думать и читать, чем… Ведь он книжник, Чичибабин. Очень тонкий книжник, глубоко образованный, самообразованный человек. Высокой книжной культуры. Он и общался с такими людьми на их уровне. Вся его переписка такая. Его адресаты настоящие профессионалы, литераторы, философы, религиозные мыслители…

- Корр. : Он любил писать письма?

- Л.К-Ч.: Вообще он писало много писем. Из лагеря писал много писем. Хотя очень не любил писать. И при этом он написал массу писем за свою жизнь. Жизнь его складывалась по-разному. И он, вообще то хотел написать прозу, такую вот вспоминательную прозу именно в благодарность людям, которые поддержали в 70-х. О Галиче, Пинском, Шарове, Померанце… Ну вот он не написал эту прозу. Понимаете, поэту нужна праздность. Притом, что ему не хотелось вставать под будильник… И друзья приходили. Ему хотелось общаться.

- Корр.: Насколько я понимаю, характер у Чичибабина был цельный…

- Л.К-Ч.: Очень цельный. И цельный, и целеустремлённый. Чичибабин менялся всю жизнь и не боялся говорить этого. Он пишет о том, что не боялся менять свои взгляды. Он очень рано состоялся как личность тоже благодаря книгам. Только. Он всегда писал об этом, что его сделали книги и только книги. Никакого гуманитарного образования он не получил… Но так Чичибабину удалось включиться в мировой поток культуры…Сохранились его тетрадки 37-38 года. Ему 13-14 лет. Там идут его стихи. Несамостоятельные ещё, хотя там и проскальзывают отдельные интонации…Искорки какие-то уже есть. Но самое интересное, что там идут списки. Вот идут русские писатели и поэты, английские, итальянские, американские, французские… Идут названия их произведений…Идёт перечисление композиторов… оперы, оперетты…Он как бы составил план самообразования. Потом идут кинофильмы. Он очень любил кино. И предпочтение отдавал нашему кино. У нас ведь есть прекрасные кинорежиссёры. Разве можно сравнить то, что мы видим сегодня по телевизору. Это бред какой-то…У него были книги о кинорежиссёрах: Козинцев, Трауберг…
Что и говорить. Чичибабин был широко образованным человеком. Вот мы насчитали в его библиотеке за пять тысяч книг. Это какая-то ирония судьбы. В библиотеке бывшего ДК связи, при которой и была в своё время чичибабинская студия, создаётся сейчас Чичибабинский центр. И я буду сдавать туда книги Чичибабина. Я отдам туда много его книг.

- Корр.: А не вспоминал ли Борис Алексеевич о своём первом учителе, человеке, который его направлял, давал первые уроки?

- Л.К-Ч.: Вот эти все детские и юношеские тетрадки сохранила его сестра Лидия Алексеевна Гревизирская (Полушина). Сохранилось даже первое стихотворение Чичибабина, которое, видимо, было отправлено в какую-то газету. Оно называется "Ленинградский партизан". Это абсолютный плагиат…Там "по долинам и по взгорьям…" - плагиат этой песни. Но такой подробный разбор литконсультанта. Просто удивительно. Ну, это к слову. Я просто обнаружила эти материалы. Ну, там ещё масса наработок, масса. Он пишет. И, конечно, есть и белые стихи. Целые поэмы. Этот материал не может быть даже опубликован. Это просто лаборатория поэта.
Трудно себе представить…Ведь этот человек рос не в литературной семье. Ведь это семья военнослужащего. Нормальная советская семья. Но была хорошая библиотека у брата Натальи Николаевны сестры по матери Бориса Алексеевича в Кременчуге. И вот когда Борис приезжал, он всегда там читал, рылся в этой библиотеке…Чичибабина сделали книги. И здесь нельзя говорить о некой исключительности. Вспомним, какое образование было у Сергея Есенина, например?
Когда я спрашивала его: Боря кем бы ты стал, если бы не был поэтом? Он всегда говорил , что он… У него было одно стремление: он хотел научить читать людей книги. И если бы у него была нормальная такая жизнь, он бы стал просветителем. Вот даже эта студия была. И даже приходили просто к нему друзья - он давал им книги. Он расставался с книгами. Ему даже, может быть, их не возвращали. Нет, он давал все. И если существовала книга, которая была ему дорога, которую он только что открыл для себя, он тут же давал её, чтобы как можно больше людей прочитало её.
Чичибабин сам сделал себя. Сделал свой духовный мир. Свою духовную броню он выработал сам. С помощью мировой культуры. Я не знаю его учителей… Он пишет маме в письме. Ему двадцать лет: ты всё, мол, про огород мне пишешь. Я ваш огород не люблю, потому, что всё делается ради огорода. Вот если бы у меня был огород, то там было бы всё: и море, и лес…Ты скажешь, что это поэзия? А что есть в мире выше поэзии!

- Корр.: Когда читаешь Чичибабина, то рано или поздно начинаешь замечать, что он не творит себе кумиров, что его взгляд на вещи и обстоятельства весьма критический…

- Л.К-Ч. : Понимаете, Чичибабину опять же не повезло. Он ведь писал, что при любой системе останусь чужим. Он и правда ни в какую систему не вписывался. И то время он не принимал, и это не принял, когда человеку стало хуже жить чисто материально. Он вообще боялся…Ну сами понимаете, что русская литература в украинской школе, она ведь идёт в разрезе зарубежной. И на Толстого тратится два часа, столько же времени, сколько на Джойса… Этого он не мог пережить. Чичибабин всю жизнь боролся с империей…Но когда идёт борьба с русской культурой…Он этого, конечно, не мог пережить. Он безумно любил всё русское, русскую литературу…Он всё это написал. Всё что он любил, он всё, слава Богу, написал…
Он был хороший человек. С ним было и трудно и легко…Он такой человек. Ему трудно было менять…Он даже с работы не хотел уходить. Боялся какого-то образа жизни нового. Тут ходил на работу, уже у него была система. Это трудно… Это всё…Но это было уже заведено. Он уже знал, что это так. И всё. Он был человек традиционный. Он к чему привыкал, он то не менял. Мнения, представления, свои убеждения. У него была вера. Он в самом деле верил, он на самом деле считал, что этот капитализм…Он так и умер с этим, что он его ненавидит. Он сразу понял, какое будет расслоение общества. Он демократ по природе, эгалитарный человек. Его всегда интересовал тот человек, кому плохо. Кому хуже всего сейчас.

- Корр.: Мне кажется, что на внутреннюю сложность Чичибабинского мировоззрения сегодня ещё мало обращают внимание…Его чаще всего стремятся увидеть ясным и однозначным. Так, видимо, легче подгонять под какие-то идеологические шаблоны…

- Л.К-Ч.: В письме Марлене Рахлиной он пишет: я ненавижу это зло, это самое страшное зло…Это он пишет о революции. И вот тогда, когда все стали революцию 1917 года проклинать и третировать, он пишет другое: это вовсе не бунт. Это явление для России закономерное. Чичибабин так и пишет: "…одни хотят забыть, что была революция, и вернуться к старому, к Государю Императору и единой неделимой, другие хотят строить что-то с самого начала "на голом месте". Это всё от несвободы, от безответственности, от бескультурья нашего. Нельзя, невозможно вернуться к старому или вернуть старое, как нельзя, невозможно построить из несуществующего, из пустоты, из ничего. Ни то, ни другое никогда никому не удавалось".

- Корр.: Мне кажется, что Борис Алексеевич очень точно определил главную болезнь нашей эпохи, которая заключается в безосновательности практически всех видимых потуг. Одни совершенно серьёзно пытаются реанимировать казачество в формате ХУ1 века, другие строят великую Украину, ежечасно подрывая её экономику, третьи намерены заменить классическую русскую культуру-Пушкина, Гоголя, Достоевского, Есенина - дыркой от давно съеденного бублика…И все строят из пустоты, из ничего…Нам бы поучиться у действительно Великого Китая, где сумели взять всё самое лучшее у всех исторических эпох не отвергая ни одной из них, не опошляя опыта своих предков.

- Л.К-Ч.: …Мы с вами говорили о характере Бориса Алексеевича, чертах его личности. Так вот надо отметить ещё одно…У него был дар не учительства…Он хотел проповедовать. Он и правда проповедовал добро. У него была потребность говорить о литературе бесконечно. Особенно за столами, в компании один был у него разговор - только о литературе, только. За столом при Чичибабине не говорили ни о каком бытовом, никогда…Вообще. А то бы Чичибабин грохнул по столу кулаком или замолчал, закрыв глаза, как это он иногда делал, если ему совсем что-то не нравилось. Хотя он никому ничего не навязывал. Сидел с книжкой где-нибудь в сторонке… Он знал, где стоят какие книги его друзей, он знал где стоит какая книжка у них. Сразу шёл, брал книгу, садился, тут же начинался разговор… Книги он читал удивительно. Не строчками, как обычно читают, а целыми страничками. У него был такой глаз натренированный…
Он любил детективы читать. За толковым детективом мог пойти на край света. У него было много детского внутри. Он вообще сохранил в себе много детского. Это, конечно, прекрасно…Понимаете, я как-то Бориса Алексеевича оградила от всего этого быта, и всё взяла на себя. Он очень страдал от того, что я мало читала. Я сейчас в этом больше варюсь, чем тогда в его годы. Я тоже ведь работала всю жизнь… Надо было и в гости пойти… А Чичибабин не любил абы как там покушать. Как и во всём у него и в этом было противоречие. Он говорил: почему там колёсиков нет, например, в борще? Он любил вкусно покушать на самом деле. Ну, он непривередливый. Он кушал всё. Но когда вкусно, он очень радовался. Поэтому любил в гости ходить.

- Корр.: Вы можете смело сказать, что прожили с ним очень интересную и хорошую жизнь?

- Л. К-Ч.: Я не знаю. Это трудно. Меня об этом давно спросили, ещё в 92-м году, когда он был жив. Какому-то другому человеку…Другая женщина просто бы не выдержала и сбежала там через какой-то месяц. Мне, наверное, такая жизнь была важна. Я люблю стихи. Мне нужно было это. Как всё это сверху задумано, так оно всё и произошло… Он говорил, перефразируя старинную притчу о святом: наше дело не думать, что будет с миром. Каждый должен делать своё дело и вносить в мир своё дело. Наверное, мне это удалось…


Содержание


Hosted by uCoz